Наследники Царства Божьего — кто они?

   НАСЛЕДНИКИ ЦАРСТВА БОЖЬЕГО — КТО ОНИ?

Давайте мы откроем Евангелие от Матфея 22-ю главу и начнем читать с 1-го стиха: «Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Св. Евангелие от Матфея 22:1-14).

Сразу же прочитаем другое место — Евангелие от Луки 14-я глава, начиная с 16-го стиха: «Иисус Христос сказал книжнику: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Св. Евангелие от Луки 14:16-24).

Две подобные истории. Хотя они немножко разные, но дополняют друг друга, и в целом выходит будто одна целостная история, в которой идет речь о том, что определенной категории людей было вручено приглашение на свадьбу или просто на пир по поводу чего-то. Вот я себе рассуждал: ведь эти приглашения вручались не просто каким-то случайным людям. Это были люди, с которыми были определенные партнерские взаимоотношения, возможно, это были друзья, или же знатные люди, или представители элиты, или какие-то известные люди. Взять хотя бы нас — ведь мы также не приглашаем на какое-то торжественное для нас событие всех подряд, правда? Мы приглашаем близких, друзей, семью, приятелей, может, кого-то из соседей, в целом — людей из близкого окружения. И в одной, и во второй истории рассказывается о том, что хозяин приготовился, потратился, а им пренебрегли. Знаете, это выглядит так, как если бы вы сегодня разослали приглашения, люди пообещали, что придут, вы пошли, заказали ресторан, за каждое место заплатили от 400 до тысячи гривен за человека, а половина из тех людей перед началом банкета начали бы искать отговорки: «Мы вот по таким причинам не придем, потому что у нас там какие-то другие дела есть». И это выглядит весьма пренебрежительно, оскорбительно, будто над тобой посмеялись и держат тебя за ничто. Поэтому обиженный хозяин велит своим слугам: «Пойдите и пригласите тех, кто раньше не был приглашен. Всех приглашайте, кого увидите на улице, кого встретите, — всех приглашайте». А в конце он говорит одно такое коронное изречение — ибо много званых, но мало избранных.

Следовательно, мы видим, что, даже если кто-то был приглашен с самого начала, это еще не значило, что он был избран. Те люди были приглашены, ну, по желанию, по зову сердца, из-за симпатии. Но дело венчает конец. Именно конец показал, кто в действительности является близкими, друзьями. Эту притчу Иисус Христос привел как иллюстрацию Царства Божьего, и тема моей проповеди сегодня называется: «Наследники Царства Божьего».

Апостол Павел в Послании к Колоссянам в 3-ой главе во 2-ом стихе призывает: «О горнем помышляйте». Он обращается к Колосской церкви. Но это слово является актуальным и для нас сегодня. Друзья мои, чем больше мы будем думать о том, что вверху, тем лучше мы будем понимать то, что на земле. Без размышлений о том, что вверху, нам ни за что не понять того, что на земле. Тем более, нам не понять каких-то небесных вещей. Потому что то, что вверху, на небе, всегда руководило земным. Ибо то, что вверху, на высоте — это есть первичная категория, а то, что на земле — это есть вторичная категория. И всегда первичное управляло вторичным. Небеса, как первичная категория, всегда управляли землей — вторичной категорией. Открывая Евангелие от Матфея 6-ю главу 33-й стих, можно найти вдохновенные слова Иисуса Христа: «Ищите, ИЩИТЕ прежде Царства Божьего, и это всё приложится вам». ИЩИТЕ ТОГО, ЧТО ВВЕРХУ. ИЩИТЕ ТОГО, ЧТО ПЕРВИЧНО, а вторичное — одежда, еда, образование, семейный быт, работа и все такое — оно приложится. Я уже не раз рассказывал вам, что люблю время от времени читать некоторые места из Библии задом наперёд, чтобы их лучше понять. То, когда читать вышеупомянутое место Писания задом наперёд, вот на какие мысли оно нас наталкивает: «Если у меня нет работы, нет счастливой жизни и нет обеспечения — это значит, что я не думаю о Царстве Божьем. Я его не ищу». Потому что Слово Божье — правдивое. Если уж там обещано, что, ища в первую очередь Царства Божьего, ты автоматически получишь все остальное, то значит, так и будет. Если так не происходит, значит — нет поиска, Слово на тебя не работает. Есть поиск, ищешь Царства Божьего — получаешь обеспечение. Вот так просто. Пойми мы хотя бы одну эту истину, это бы уже решило какую-то четвертую, если не большую часть всех проблем нашей жизни.

Я хотел бы сейчас акцентировать наше внимание на Царстве Божьем. Писание говорит, что все, кто верит в Бога, и все, кто является Божьими последователями, являются наследниками Божьего Царства.

Знаете, на этой земле есть две крайности. Возможно, их и больше, но мы остановимся на этих двух.

Одна крайность — это когда люди «ударяются» в духовный мир. Мысли их начинают кружить вокруг каких-то таких духовных вещей, и они совсем забывают о том, что человек имеет и физическую природу. Я сейчас не унижаю монахов и отшельников, которые посвятили свою жизнь поиску Бога именно таким способом, — отречением от мира. Но есть люди, которые, из-за своего аскетичного образа жизни, абсолютно безразличны к тому, где и как они живут. Если у них уже есть дети, то они о них не заботятся, а ещё и настраивают их, что это не так и важно. Дети у них делают домашние задания где-то за обеденным столом на кухне, где все едят, а спать могут где-то вместе с собаками или котами. Может, для кого-то это нормально — когда дети спят вперемешку с собаками, но я сам этого, по крайней мере, не понимаю. В хате может быть не убрано, хозяйство запущено, а человек знай свое твердит: «Я ищу Божьего Царства». Его спрашиваешь: «Каким образом ты это Царство ищешь?» «Ну-у, знаете, Бог меня ведет различными путями. Я должен и тем людям помогать, и там проповедовать, и там должен служить, а туда деньги жертвовать». И человек едет проповедовать, помогать, жертвует деньги — а дома сидят голодные дети, дома в семье беспорядок, несогласие, и, в конце концов, самой семьи уже нет. Знаете, это называется духомания, это первая крайность. И Бог осуждает такой образ жизни.

А есть вторая крайность — люди, которые совсем не духоманы, а, скорее, материалисты. Им все хочется подсчитать, подбить вместе, чтобы увидеть, что будет выходить и удастся им то или другое. Они все хотят спрогнозировать с точки зрения своего мышления, ума, исходя из каких-то там определенных теорий, законов, философии или даже каких-то афоризмов, вычитанных в интернете. И, вы знаете, это есть вторая крайность, когда человек, называющий себя верующим, в своей спрогнозированной жизни абсолютно не дает места ни для Божьего чуда, ни для самого Бога.

И потому Евангелие учит нас, что мы должны жить сбалансированной жизнью. Чтобы мы были одновременно и духовными людьми, и такими, которые умели бы прогнозировать и обустраивать свою жизнь в материальном мире. Должен быть баланс. Знаете, человек — это такой космос в миниатюре, будто маленькая вселенная. Но если уж мы говорим о вселенной, то в ней все сбалансировано, все работает. Все планеты вращаются вокруг своей орбиты с определенной скоростью, с определенной частотой. Благодаря балансу во вселенной изменяются времена года, а в сутках есть время для отдыха и для труда, в году есть свое время для сеяния, жатвы, и для того, чтобы земля отдыхала — во всем есть свой баланс. И Бог хочет, чтобы мы, как Его дети и наследники, жили в этом балансе. Этот баланс — это есть Божье Царство. Потому что в Божьем Царстве все упорядочено. И наследники должны жить в этом Царстве, должны уметь овладевать им, но, прежде всего, они должны войти в него. Вот есть люди, которые сделали выбор быть христианами, решили следовать за Богом, и смотришь — человек будто и называет себя христианином, но в его жизни не работает то, что должно было бы работать из Божьего Царства, из Божьих законов. Вот не работает, и все тут!

И я нашел одну историю, которая сможет хорошо объяснить эту ситуацию. Посмотрим на израильский народ. Он жил в свое время в египетском рабстве и очень тяжело там работал. И Бог дал им понимание, что где-то существует Обетованная земля, в которую они могут прийти и больше уже так не работать… Нет, не совсем так — работать они будут, но уже больше не будут рабами, а будут свободными. Их мышление изменится, они уже не на кого-то будут работать, а сами будут хозяевами. И смотрите, что случилось: израильский народ из Египта вышел, но в Обетованную землю не вошел. Почти все поколение, вышедшее из Египта, так и не вошло в Обетованную землю. Только то, которое родилось уже в пустыне, смогло это сделать. А по какой же причине? Потому что у них не было откровения об этой Обетованной земле. Они не получили В СВОЕМ СЕРДЦЕ откровения, что это за земля, на которой они должны жить. Человек, не получающий откровения о Царстве Божьем, подобен человеку, который, хотя и является законным наследником, но, не имея откровения об этом наследстве, имеет все шансы его потерять. Он никогда им не овладеет. Знаете, для евреев Обетованной землей был Израиль. Для нас Обетованная земля — это Царство Божье. Каждый из нас, на каком-то этапе своей жизни, жил в Египте. Египет олицетворяет нашу грешную жизнь. Ну, возможно, кому-то посчастливилось родиться в христианской семье, и он не жил в Египте. Но все равно, в жизни каждого была какая-то определенная форма зависимости от чего-то, какие-то страсти, амбиции, что-то, что мешало: какие-то кандалы или, знаете, что-то такое, что тащилось за человеком и было для него обузой. А кто-то вообще был весь порабощен грехом и жил под его гнётом, закованный в его кандалы. И тут кто-то пришел и сказал, что вы можете выйти из этого греха, из этой зависимости, и войти в Обетованную землю, начать жить по-другому. Вы вышли из Египта — из греха, но в Обетованную землю вошли далеко не все, многие еще не живут в Царстве Божьем. Речь идет не о том Царстве Божьем, которое будет после нашей смерти, а о том, которое уже теперь действует и имеет силу. Потому что, если человек не живет в Божьем Царстве уже сейчас, нет никакой гарантии, что он туда попадет, когда его жизнь пересечёт грань.

Существует откровение о Царстве Божьем. Есть ли у нас с вами откровение о том, что находится за гранью жизни и смерти? Подобный вопрос Апостол Павел поставил Ефесской церкви, когда писал к ним: вот, вы приняли решение, вы жертвуете, несете на себе груз насмешек, унижения, вас не понимают, вам создают разные неприятные ситуации. Вы добровольно приняли решение жить в этом мире, но не быть его сыновьями. Есть ли у вас откровение об этой жизни, которую вы хотите иметь? Потому что, без откровения, ты не будешь знать, как жить в этом статусе, и тебе им не овладеть. А на закате земной жизни у вас еще и не будет уверенности относительно того, что вы попадете в Божье Царство. И потому он сказал в Послании к Ефесянам в 1-ой главе 18-ом стихе: «Я молю Бога, чтобы Он просветил очи сердца вашего, чтобы вы познали надежду призвания Его и какое богатство славного наследия, какое обширное богатое наследие есть у наследников».

Более того, вы будете принадлежать к тем людям, которые должны были бы продемонстрировать грешникам, что это значит — быть ребёнком Божьим, а в действительности те грешники живут лучше вас. И этот грешник тогда говорит: «Какой смысл мне менять свой образ жизни, когда я живу лучше? У меня больше радости, больше причин веселиться. Я живу комфортнее, у меня все упорядочено. А к чему мне такой образ жизни, как у этого верующего человека, который постоянно грустит, не вылезает из споров, живёт в постоянной бедности, в беспорядке, в каком-то постоянном дискомфорте? Для чего мне принимать решение жить так?» К сожалению, именно это сегодня препятствует многим людям принять правильное решение, потому что они хотят видеть что-то другое, и не видят этого. Апостол Павел однажды сказал: «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение» (Послание к Филиппийцам 1:21). Эти его слова побуждают меня молиться так: «Господи, я хочу научиться жить так, чтобы для меня жизнью был Ты». А кто такой Ты? В Евангелии от Иоанна в 10-ой главе 10-ом стихе Иисус говорит о Себе: «Я пришел дать вам жизнь, и жизнь с избытком». В одном из переводов говорится: «Я пришел дать вам жизнь, которая открывает в вас фонтан возможностей«. То есть, это слово «жизнь» здесь переводится как «фонтан возможностей». Жизнь с избытком, фонтан, который никогда не исчерпывается, всегда бурлящий источник, полный свежей воды, — вот что нам дает Иисус. «Я пришел дать вам жизнь», «для меня жизнь — Христос», «но когда моя земная жизнь закончится, тогда то, что за гранью жизни и смерти, для меня является приобретением». Видите, Апостол Павел смело и уверенно заявил, что это является приобретением для него, следовательно, он его уже видел, он его понял, прощупал, он был пропитан им.

Мне нравится читать об одном муже Божьем, которого звали Енох. Написано, что Енох, еще живя на этой земле, уже получил знание и откровение того, что он угодил Богу. Поэтому я тоже говорю: «Господи, я бы хотел так жить на этой земле, чтобы, еще живя в теле, я уже имел убеждение в своем сердце, что угодил Тебе». А библейский пример доказывает, что это возможно, ведь мы являемся наследниками Царства Божьего. Знаете, Небеса — это не просто космос. Когда мы смотрим на небо, то мы смотрим на него не как на космос с Солнцем, Луной, миллиардами звезд, планет, разными видами атмосферы, — нет. Когда мы поднимаем глаза свои к небу, как когда-то сказал Давид, то мы смотрим на небеса, как на свой дом. Потому что это и есть наш дом, Небеса — это наше наследие, это та Обетованная земля, к которой мы стремимся. Небеса — это место, куда мы идем. И потому, поднимая глаза свои к горам, к высотам, мы любуемся небом, потому что оно — для нас.

Есть одна история в Ветхом Завете, в которой рассказывается о Божьем пророке Елисее и его слуге Гиезии. Опять же, в этой истории идет речь об определенном прозрении, которое является очень важным для нашей жизни. «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. Вражье войско. И сказал Елисею слуга его: увы! господин мой, что нам делать?!» Вы знаете, он испугался. Он увидел — враг окружает. Все! Что мы будем делать?! А тот ответил: «Не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними». Но все, что Елисей говорил своему слуге, так его до конца и не убеждало; тогда пророк начал молиться. И в 17-ом стихе: «И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (Четвёртая книга Царств 6: 15-17).

Ситуация одна и та же, но у двоих людей на нее два разных взгляда. Вот вам разница между наследником и не наследником. Мы можем жить в одних обстоятельствах, в одном городе, в одной стране, где есть одна Конституция, одни законы, одна власть. Много чего у нас есть общего. Один смотрит — и видит это все по-одному, а этот смотрит — и видит все совсем по-другому. Один смотрит — и вообще не знает, как жить, от страха впадает в панику, в отчаяние, в отчаянии принимает разные немудрые решения, которые вконец усложняют ситуацию. Люди влезают в кредиты, в долги, а потом сидят и думают, как из всего этого выбраться. А другие люди смотрят на все и говорят: «Господи, открой мне глаза. Я хочу понять, что происходит. Прежде, чем принять какое-то решение, я хочу получить от Тебя откровение. Возможно, то, что я уже имею и чем владею, и там, где я нахожусь, является гораздо лучшим для меня, нежели то, за чем я направлюсь, что буду искать, и что мне предлагают». Церковь, знаете, что я скажу? Время прозреть. Когда мы получим откровение о вечной жизни, тогда очень радикально изменится вся суть нашего христианства, изменится наше отношение вообще к жизни, к служению и ко всему. Откровение о Царстве Божьем радикально изменит абсолютно все — и отношение к людям, и отношение к работе, и нас самих. В Книге пророка Иеремии в 33-ой главе в 3-ом стихе написано: «Он говорит: воззови ко Мне — и Я отвечу тебе». Не имеем откровения — потому что не взываем. А Бог говорит: воззови — и Я отвечу. Как все просто — ВОЗЗОВИ, «и Я отвечу тебе, и покажу тебе великое и недоступное». «Я покажу тебе то, что не объять физическим глазом, потому что оно находится за пределами материального, физического мира. Я дам тебе откровение, понимание этого».

В Библии есть история о слепом Вартимее, и нам всем не помешает быть в его роли и говорить, как он: «Иисус, Сын Давидов!» Даже не так, мы должны не просто говорить, мы должны кричать: «Иисус, Сын Давидов, помилуй меня! Я хочу видеть! Иисус, Сын Давидов, я не могу так дальше жить, я не могу так дальше строить свою жизнь — год за годом проходит, я старею, и ничего не меняется. Я хочу перемен в своей жизни!» Но уже совсем другое дело, хочешь ли ты этих перемен? Потому что некоторым людям перемены не по нраву, они их боятся. Им хорошо так, как есть. Но перемены все равно не замедлят. Рано или поздно годы возьмут свое, и тебе уже будет не 20 лет, а 30, а потом уже будет даже не 30, а целых 50, а еще позже уже не 50, а вообще 80! Рано или поздно и сама смерть придет. Что ты тогда станешь делать?

Вспоминаю Иакова, который, переживая сложную ситуацию в своей жизни, искал в этом затруднении Бога. Как-то ему пришлось проходить пустыней и, устав, он лег отдохнуть. Положив голову на простой камень, Иаков заснул. И вдруг он видит виденье, как прямо около него стоит лестница, и по этой лестнице поднимаются и спускаются Ангелы. Знаете, до того, как заснуть на том камне, Иакову и этот камень и это место были абсолютно безразличны. Но после того, как он увидел, что здесь стоит лестница, и по ней спускаются Ангелы, то написано, что он, проснувшись, построил на этом месте жертвенник, да еще и дал название самому месту. Это место стало для него будто святым, и вся ситуация абсолютно изменилась. Знаете, чем наша жизнь похожа на эту историю? Каждый день мы можем переживать определенные будни, такую себе пустыню, по которой мы идем, устаем, работаем, потеем, выкладываемся, страдаем, боремся, совсем, как тот Иаков в своей пустыне. Но у него была нужда — он обманул брата Исава и знал, что тот уже идет на него войной. И рано или поздно это столкновение таки состоится. Но он хотел жить, у него уже было приобретение, были жены, дети, было какое-то состояние. Он хотел это все сохранить, чтобы в один день все не потерять. И он искал Бога: «Боже, спаси меня. Спаси меня! Я не могу так дальше жить! Я подошел к краю, за которым должно решиться, — жить мне или умирать». Он искал Бога. Мы тоже можем очутиться в подобных обстоятельствах. И если мы в это время ищем Бога, то среди будней жизни, среди будней наших повседневных хлопот, мы однажды можем просто приклонить голову с намерением отдохнуть, а Бог вдруг возьмет и покажет нам откровение, что наша ситуация выглядит совсем иначе, чем мы думали, покажет, что Ангелы нам служат. Когда же мы получим откровение, что нам служат Ангелы, что мы являемся детьми Божьими (потому что в Писании сказано, что Ангелы — суть служебные духи, посылаемые Богом на служение Его детям), то у нас изменится отношение к дому, в котором мы живем, и мы начнем о нем заботиться, начнем обустраивать его, у нас изменится отношение к работе, на которую мы уже годами сетуем. У нас изменится отношение к городу, в котором мы живем и который привыкли проклинать. У нас изменится отношение ко ВСЕМУ! И, вы знаете, нам захочется построить жертвенник, когда мы увидим над собой открытые Небеса — гарантию безопасности нашей жизни, и Ангелов, которые нам служат. Когда Небеса могут быть открыты? Есть всего несколько требований, которые мы для этого можем выполнить.

Небеса открываются тогда, когда люди поклоняются Богу, молятся Ему, и когда они смиряются пред Богом. Не так и много — поклоняться Богу, молиться и смиряться.

А знаете, что такое «строить жертвенник»? Строить жертвенник, как строил Иаков? Это поклоняться Богу, приносить Ему жертвы, фимиам поклонения, а также молиться, — и все вместе это и есть смирение. «Ты, Господь, превознесён! Кто я есть? Ты спас мою жизнь. Ты, в то время, как я Тебе поклоняюсь, строю Тебе жертвенник, молюсь Тебе, Ты меняешь сердце моего врага. Ты поменял сердце брата Исава». И когда они встретились между собой, Писание говорит, что они обнялись, они примирились. Насколько же каждый из нас также нуждается в этом примирении, Боже!

 

Автор проповеди: Владимир Андрощук

Редактор: Наталия Титко