НАЦИЯ, ЦЕРКОВЬ, ГОСУДАРСТВО

Распечатать

Сегодня большой загадкой для многих является допотопная цивилизация. На эту тему и доныне дискутируют ученые и придумывают разные версии. Исследуя Библию, мы можем установить, что от рождения Адама до всемирного потопа прошло 1656 лет. Подумать только! Шестнадцать с половиной веков, в течение которых не происходило никаких войн, революций и переворотов. Можно себе представить, какого уровня при этом достигла тогдашняя цивилизация. Но, вместе с достижениями в материальной сфере, пришло и духовное разложение. От роскошной жизни люди просто тонули в грехах, забыв о Боге, который обеспечил им благоприятные условия для нормальной жизни. «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле» (Бытие 6:5). Господь решил стереть с лица земли всех, кроме праведного Ноя и его семейства. Великая кара Божья совершилась.

Все, что было на земле, погибло. Воды всемирного потопа похоронили остатки первобытной цивилизации.

После этого наступила новая эра человеческого существования, отцом которой был Ной. «И благословил Бог Ноя и сыновей его и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю!» (Бытие 9:1). Прошли сотни лет, и большим стал Ноев народ. Библия пишет: «На всей земле был один язык и одно наречие» (Бытие 11:1). Представляете, какая это была большая нация? Но люди снова начали отворачиваться от Бога, перестали отдавать Ему славу, а захотели возвеличить свое имя, чтобы прославиться в веках. «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле…» (Бытие 11:4, 6-9).

Вот такая история возникновения разных этносов и национальностей, согласно Библии. С тех пор они начали развивать свои языки, культуру и обычаи. Тысячи народов, племен и народностей населяют нашу планету сегодня. Одной из тех многочисленных наций является и наша украинская нация, которая в очах Божьих не менее важна, нежели прочие. Однако, с самого начала сотворения человека Бог не имел в Своих планах такого развития событий. Он, как отец, не был заинтересован в рассеянии и разделении Своих детей на созданной Им земле. Его цель была в том, чтобы все дети жили в единстве и разговаривали на едином, понятном языке. Но греховная природа людей, унаследованная через проступок Адама, заставила Бога внести свои коррективы в общий сценарий развития человечества. Мало того, что на земле начали возникать межнациональные споры и войны, но эта проблема со временем нашла место и среди людей одной национальности. Но тем всё не окончилось. Конфликты стали проникать во все сферы общества и даже в семью. Почему так случилось и продолжает происходить? Человеческая гордыня, желание господствовать друг над другом и даже попытки посягать на престол Самого Бога и поныне остаются одними из важнейших причин возникновения каких-либо споров и даже войн.

Бог одинаково любит всех людей на земле, независимо от их происхождения, цвета кожи и языка. Он всем без исключения доказал Свою безмерную любовь тем, «что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Здесь сказано четко: всякий верующий (украинец, поляк, немец, американец, индеец и т.д.). Сын Божий пришел с неба, чтобы спасти грешников — представителей всех национальностей, снова их помирить и дать возможность жить в согласии. Этот Божий план заключался в том, чтобы создать такую институцию на земле, которая, независимо от национальности и любых других различий между людьми, могла бы снова объединить Его детей в одну семью. И то, что Он реализовал, называется ЦЕРКОВЬ. Для ее функционирования была создана совершенная структура, положены в основу нерушимые принципы и даны определенные законы. Бог сказал — это Моя церковь, Моя собственность, и никакие силы зла не смогут ее одолеть ни при каких обстоятельствах. Он поставил Своего Сына Иисуса Христа Главою, а саму Церковь назвал Его телом. «Он — глава тела церкви» (Колоссянам 1:18). Составляющей этого тела — Церкви (на греческом языке Экклезия) есть люди разных народов, наций и племен, которые веруют в Его божественность и признают Его Своим Пастырем и Источником жизни. Церковь Божья не является земной структурой, которую можно подчинить тем же земным законам. Она имеет неземное происхождение и не поддается никакому человеческому влиянию и ограничению разного рода границами или международным договорам.

На протяжении тысячелетий тут на земле как появлялись, так и исчезали могущественные империи вместе со своими правителями, которые даже покоряли себе весь мир. Некоторые из них оставили после себя воспоминания в виде пирамид и других могучих каменных сооружений. А о многих из них сегодня уже никто не знает. То же самое ожидает и сегодняшних миллиардеров, не говоря уже о простых смертных. Все на этой земле проходит, как будто переворачивается страница в книге. Но никогда не пройдет и не поддастся никакому влиянию вместе со Своим Правителем — Божья Церковь. У нее есть своя история, своя Конституция (Библия) и свое будущее.

Церковь — это не какая-то религия со своими традициями. Церковь — это Божья структура власти, представляющая Его интересы Царства здесь на земле. И одной из важных истин, с которой должен согласиться любой, независимо от своих религиозных, политических и других убеждений, есть истина, что в Царстве Божьем нет границ между представителями разных наций, нет языковых барьеров, разницы в культурных традициях. И тем более нет никакой господствующей религиозной конфессии со своей служебной иерархией. Церковь призвана нести всем народам и нациям чистое, живое, бескомпромиссное Слово Божье, которое освобождает людей от рабства их греховной натуры, указывает путь к новой жизни, сеет мир, любовь и согласие между отдельными людьми и целыми народами.

Наша земля и жизнь на ней, с точки зрения вечности, это всего лишь микроскопическая частица Божьего плана. Но для нас — ее жителей, это жизнь многих поколений, имеющая свою большую историю. Тут одни люди с искренним сердцем ищут Бога и служат Ему, а другие, из-за своей надменной напыщенности и произвола, совершают попытки захватить часть Его власти и присвоить себе Божьи функции. Они пытаются легкомысленно подбрасывать обществу свои бессмысленные, анти библейские идеи, как, например, концепцию создания единой национальной или государственной церкви. По-видимому, для того, чтобы потом править ею. Сегодня уже в нашей стране с некоторых трибун можно слышать такие лозунги: «Нам нужна своя национальная церковь». Но авторы таких проектов не задумываются над нелепостью подобных заявок в условиях развития демократии. Такие заявления становятся причиной межконфессиональных недоразумений, политического шантажа и драк. И все это зачастую творится под привлекательным лозунгом: «Станем на защиту духовных ценностей нации». Но хочется напомнить, что идею единой государственной церкви, поддержанной официальной властью, еще в прошлом осуждали даже самые выдающиеся деятели нашей нации, которые стояли действительно на позициях христианской демократии (вспомнить хотя бы Т.Шевченко).

Поразмышляем, может ли быть государственно-национальная церковь в демократической стране, когда одним из краеугольных камней демократического общества является свобода вероисповедания, а не религиозное насилие? Кто дал право политикам и власти претендовать на церковь Божью, как на свою собственность, и использовать ее для достижения личных целей? На общеизвестном языке это можно назвать богохульством, а по-современному — рейдерством. Кто-то заплатил цену своей жизнью, а другой хочет этим воспользоваться для собственного удовольствия. Такой хитрой тактикой, к сожалению, пользуется не один политик. Не удивительно и то, что скоро кто-то может заявить о необходимости написания своей национальной библии, так как та, что имеем — она ведь была написана евреями…?

Так и заходят далеко в своих безбожных амбициях политики и руководители государства, лишь бы удержаться на своих должностях. Но за всякое богоотступничество придется дорого расплачиваться. Досадно, что больше всего за такие выходки приходится страдать простым, невинным людям.

Любые попытки признать какую-то одну религиозную конфессию приоритетной являются абсурдом, так как это можно сравнить с тем, если бы какой-то орган в теле человека признать важнее другого. По этому поводу я приведу одну цитату Августина Волошина:

«Единство религии — вещь хорошая, когда религия истинна. Но что, если она ошибочна? Хорошо, когда оно (это единство) принято добровольно. Но если нужна сила для его поддержания, то оно приводит к бесконечной войне».

 «Истина есть Бог, а Бог не нуждается в защитнике. Истина рассеет обман, как солнце рассеивает сумерки ночи. Что же касается правителей, то в деле религии они должны следить только за тем, чтобы церковь не возвышалась над государством, и чтобы одно вероисповедание не притесняло другого. Если правителям дать право навязывать мечом одно из исповеданий, тогда им нужно дать право и выбирать, какое из них является лучшим. Тогда правители станут выше всех церквей, они станут судьями сокровенного. Скажут, что они должны всегда поддерживать существующую религию, но тогда они будут действовать слепо, они могут и покровительствовать злу. В таком случае римские императоры поступили хорошо, сохраняя язычество и преследуя учеников Христа?»                                                                

 Несмотря на это, всё же можно допустить, что кому-то удастся все-таки создать такую национальную церковь и использовать ее для укрепления своей власти, как это уже не раз было в истории человечества. Но такая церковь никогда не будет Божьей церковью, и человеческие традиции никогда не станут Божьими, сколько бы люди их не освящали. Такая «церковь» станет тоталитарной сектой, потому что у ее руля тогда будет стоять не Бог, а человек, способный впадать в крайности и искушения. Здесь важно отметить то, что такое время еще наступит, когда явится тот, кто назовет себя Христом — Мессией «…так что в храме Божием сядет он, (как Бог), выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:4). Речь здесь идет об антихристе. И время это уже очень близко. Именно он предложит всему миру свой план экономического урегулирования выхода из мирового кризиса. Возможно, сегодняшние разговоры о той же единой национальной церкви, как в нашей стране, так и в других странах мира, — это подготовка почвы для появления того же антихриста. Жаль, что некоторые патриоты, представители определенных политических кругов и интеллигенции, зачастую забывают уроки демократии. Они путают изложенные выше истины и чисто христианские позиции с пресловутым советским интернационализмом.

История знает немало примеров, когда именно государственная церковь становилась причиной жертв миллионов людей: благословляла атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Адольфа Гитлера и его Рейх. После его смерти, одна из господствующих церквей опубликовала в испанской прессе такое заявление: «Адольф Гитлер — сын… церкви умер, защищая христианство. Поэтому понятно, что невозможно найти достаточно слов, чтобы прославить его жизнь. Над его бренными останками возносится его победная моральная фигура. С пальмой мученика, да даст Господь Гитлеру лавры его победы». Или давайте вспомним древнейшую историю, когда император Константин утвердил христианство в 300 г. как государственную религию. Когда человек, хотел он этого или нет, был обязан принять христианскую религию. С теми, кто отказывался от этого, поступали так же, как во времена коммунистической власти с теми, кто ревностно отстаивал веру в Бога. Насилие — это не прощенная альтернатива. Бог создал человека и дал ему собственную волю для выбора своей судьбы. Бог желает, чтобы к Нему приходили люди и доверяли Ему, добровольно и без принуждения. Таких людей Он оправдывает и делает своими детьми. Только такие люди, которые по доброй воле принимают свои жизненные решения, являются благословением для нации.

И в нашей истории видим, каким благословением мог бы быть наш народ, если бы сохранил ту начальную духовную чистоту, которая является гарантией духовного и экономического процветания. Вот что, например, узнаем из известного в свое время труда Николая Костомарова «Книга Бытия Украинского Народа»: «И были казаки между собой все равны, и старшими выбирались на раде, и должны были служить всем по слову Христову, и никакой спеси панской, и титула не было меж казаков. И постановили они чистоту христианскую держать. Поэтому старый летописец говорит о казаках: «Татьба же и блуд ниже именуются у них». И постановило казачество веру святую боронить и освобождать ближних своих из неволи… Ибо не хотела Украина идти вслед народам, а держалась закона Божьего, и всякий чужестранец, заехав в Украину, удивлялся, что ни в одной стороне так искренне не молятся Богу, нигде муж так не любит свою жену, а дети своих родителей».

Если в основу создания государства будут положены правильные мотивы и библейские принципы, то тогда будет и успех, и взаимопонимание, и над всем Божье благословение. Может быть и наоборот, как об этом рассказывается в Библии, когда определенные народы и их верхушка отступали от живого Бога. Следствием этого всегда было проклятие на судьбу целого народа, часто во многих его поколениях. Тут следует снова вспомнить то поколение людей, которые хотели построить Вавилонскую башню, чтобы создать себе авторитет. Результатом таких неверных мотивов стал полный крах их так называемой империи. Это же самое может повториться и сегодня. История многих стран ярко подтверждает, что существует прямая взаимосвязь между духовным уровнем нации и ее руководителей и экономическим процветанием страны.

Ведь та политическая партия или любая другая группировка сил, которые в основе своих целей будут иметь исключительно Библейские принципы, добьется огромного успеха и послужит установлению крепкой демократии, которая, в свою очередь, обеспечит общество благополучием и покоем. Но если там будут неверные мотивы: например, желание любой ценой достичь власти, даже используя при этом церковь, как Божью институцию, то здесь следует ожидать полного, и даже позорного, краха. Предвидя такие случаи, Бог заранее заявил: «Славы Моей не дам иному».

Следовательно, Божья Церковь никогда не станет по Его воле национальной, но она может сыграть большую роль в своей нации. Потому что Божья церковь — это те же люди, которые являются составляющей того же общества. Для трезвости некоторым скажу, что это не инопланетяне, а мы, или наши дети, или наши родные, или знакомые. Как и все другие, они способны совершать ошибки. Единственное, в чем они имеют преимущество, это желание жить по принципам и законам Библии. А, следовательно, с такими людьми можно достичь немалых результатов. Однако там, где происходит борьба за признание своей приоритетности, разделения и другие конфликты, все это приводит к ослаблению силы и потере способности исполнить свое предназначение. И наоборот — там, где есть единство между церквями, там меньше творится греха, коррупции, преступлений и тому подобного.

В Своей нагорной проповеди Иисус сказал такие слова ученикам и будущей церкви: «Вы — свет миру. Вы — соль земли». Эти слова означают, что только церковь способна спасти нацию. То есть те люди, которые являются носителями Божьей праведности, члены христовой церкви, смогут быть для своей нации благословением. Бог только Своей церкви дал право владеть законами невидимого мира и влиять чрез них на все видимое. Церковь призвана влиять на менталитет общества и формировать его трезвое мировоззрение, воплощать разные социальные проекты и быть ответом как для отдельного человека, так и для народов. Премудрый Соломон сказал: «Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов» (Притчи 14:34).