Перемены, обогащающие нашу жизнь

          ПЕРЕМЕНЫ, ОБОГАЩАЮЩИЕ НАШУ ЖИЗНЬ

Целью этой проповеди будет помочь нам подготовиться к переменам. Перемены — это нормально, это принцип существования. Перемены являются компонентом времени. Если есть время — значит, придут и перемены. Если же их нет — это уже что-то ненормальное. Я понимаю, что слово «перемены» для многих людей является слишком тяжелой пищей и не вызывает у них ничего, кроме ощущения дискомфорта, неуверенности и страха. Потому что людям свойственно привыкать к чему-то и хотеть жить без перемен. Но, хотим мы этого или нет, как бы мы себя не чувствовали в двадцать лет, в пятьдесят мы уже так себя чувствовать не будем. Ум только может быть молодым, как говорит мой отец в свои 84 года: «Я молод умом». Когда я был моложе, то иногда размышлял, может ли человек в 50 лет думать так же, как тогда, когда был молод, или в 50 лет изменяется и все его мышление? Да, в 50 лет ты начинаешь уже более зрело мыслить, но душой ты всё чувствуешь, как молодой. Знаете, почему? Потому что душа молода. И когда человек думает, мечтает, надеется — это все является компонентами души. Тело наше стареет, обстоятельства изменяются, но душой мы молоды. В книге пророка Екклесиаста в 3-ой главе в 1-ом стихе написано, что «всему свое время, и время всякой вещи под небом». Если ты не успел сделать чего-то в 20 лет, то уже в 30, да даже и не в 30 — в 21 год уже будут другими и обстоятельства, и ситуация, и люди. Ты можешь захотеть все же сделать то, что не успел, но все уже будет не так, как было на то время.

И, вы знаете, когда Бог дает какие-то цели в жизни, в служении, в работе, то они даются для определенного времени. Например, вот можно подготовить чудесную проповедь, я вообще сам люблю читать проповеди разных проповедников, потому что там есть много мудрости, и вот, казалось бы, — классная проповедь, можно ее законспектировать и когда-нибудь в церкви сказать, но чувствуешь, что она не ко времени. Для этого слова было время когда-то раньше. А сейчас ощущения подсказывают тебе, что на это время должно быть другое слово, и ты начинаешь искать. Могут быть написаны уже 5 проповедей, которые хоть сейчас можно проповедовать, и готовы конспекты — но все они не ко времени. Их, конечно, можно сказать — вы послушаете, головами покиваете, поконспектируете, скажете, что все классно, — но оно несвоевременно. Есть что-то, что дается для времени, и так же, когда Бог дает какое-то видение, какое-то понимание, Он дает именно для этого времени. Если Бог говорит в твое сердце прямо сейчас встать и пойти, засвидетельствовать какому-то человеку, или же сделать какое-то доброе дело, то ты должен встать и сделать это без промедлений. Как рассказывается в той истории в Деяниях Святых Апостолов, помните, когда в Иудином доме находился этот ослепший Савл, переживший встречу с Богом по пути в Дамаск, когда ехал туда гнать церковь, и здесь Анания молится, а Бог ему и говорит: «Пойди в дом Иуды, там сейчас есть Савл — возложи на него руки и он исцелится». Что за борьбу должен был пережить этот ученик! Ведь он знал, кто такой Савл, но это был решающий момент. Анания мог бы начать что-то наподобие: «Я отложу это на время, я помолюсь, сейчас у меня есть какие-то другие дела…» Но это было время, когда надо было идти и делать это! И как же много мы теряем в своей жизни, игнорируя такие моменты!

Как я уже сказал: сотворение времени стало причиной появления перемен. А что такое эти перемены? Это когда все изменяется, например, изменяются люди, изменяется власть, изменяются товары в магазине, мода, стиль; идут годы, все вокруг нас бурлит, как в водовороте. И здесь является очень важным успевать за этим темпом перемен. Например, возьмем какую-то церковь: у нее уже выработался определенный стиль молитвы, песен, музыки, проведения домашних групп, вечеров, общения, и ты уже знаешь, что эта церковь двигается вот в таком определенном стиле. Но если те перемены, что происходят за пределами церкви — в городе, в обществе, — будут больше тех, которые происходят в церкви, то такая церковь, или организация, или фирма очень скоро прекратит свое существование. Она будет выброшена на обочину, абсолютно потеряв при этом свой смысл, силу влиять и свое предназначение. Это не значит, что мы должны гнаться за кем-то, чтобы выглядеть лучше, быть в форме или чтобы придерживаться имиджа. Здесь не идет речь о форме, стиле или имидже, хотя это также важно, но не должно стоять на первом месте. Я говорю о том, чтобы можно было жить и влиять, речь идёт о влиянии. В призвании Церкви есть Богом данное предназначение влиять на окружающий мир и приносить в него Царство Божье. И если Церковь теряет силу, пренебрегает принципами, условиями, временем, обстоятельствами, то степень ее влияния на этот мир будет никакой. И она тогда вообще будет существовать не как Церковь, а как какая-то организация. Каждая организация, церковь, имеющая своей целью влиять на ту среду, в которой находится, должна задуматься над перспективой перемен и своей способностью на них реагировать. Без такого подхода она просто не будет выполнять свою миссию. Но здесь важно не забывать и о следующем: например, в книге пророка Малахии в 3-ой главе в 6-ом стихе написано, что «Бог не изменяется, в Боге нет ни тени перемены». И слово Его не изменяется — если Бог сказал слово, то оно уже на века, это стандарт. То, что никогда не меняется, мы называем принципами. И если говорить о библейских принципах, то они всегда остаются неизменными, изменяются всегда методы. И потому мы не изменяем Писания, мы не изменяем своего отношения к Богу, мы остаемся по отношению к Нему в уважении, в святости, в чести, в почтении. Но сама Церковь как таковая должна всегда самосовершенствоваться. Существует три вида перемен и три вида людей, живущих в этих переменах:

  1. Перемены, которые происходят с нами, — мы становимся более зрелыми, стареем, набираемся ума, мудреем, или же наоборот — зависит от того, насколько мы способны учиться, мы становимся проворными или же законсервированными — много разных перемен могут нас задеть.
  2. Перемены, которые происходят вокруг нас. Хотим мы этого или не хотим, но те люди, которые нас окружают, также изменяются. Часто именно это и является причиной разрыва с друзьями — потому что мы, изменяясь, желаем видеть эти изменения и в наших друзьях. А они не изменяются. Проходят годы, мы с ними встречаемся — а там всё то же: один и тот же язык, та же болтовня, отношение… Терпеть всё это уже невмоготу, поэтому и приходится принимать решение менять окружение. Или же наоборот — изменения касаются нашего окружения и это уже оно нас не воспринимает. Все вокруг нас находится под властью перемен: изменяется и общество, и люди, и власть, и работа, и законы в стране.
  3. Перемены, которые создаем мы сами. Мы сами их инициируем и генерируем. Церкви и нам, как ее членам, не по силам изменить ментальность всей нации. Но мы таки можем что-то изменить на том уровне, к которому имеем отношение. Например, в своей семье, лично в своей жизни, в рабочем коллективе, в нашем ойкосе, в кругу нашего общения. Мы можем принести туда влияние и инициировать изменения.

Также есть три категории людей: первая — это те, которые создают события и перемены (они берут и решают что-то изменить). Например, моя жена любит часто менять в доме обстановку. Возможно, и вы такой человек, что вам по нраву, например, диван передвинуть — месяц постоял в одном углу, надо передвинуть в другой, или еще что-то изменить. Однако есть такие, которым изменения совсем не по душе, им крайне необходимо, чтобы то кресло всегда стояло в том уголке, и оно там должно стоять. И пусть только ваш ребенок попробует взять и передвинуть это кресло, это будет скандал на весь дом, потому что ребёнок, видите ли, кресло передвинул. О.К., я не об этом.

Вторая категория людей — это те, кто наблюдает за ходом событий. Кто смотрит и говорит: «О-о, был один президент, стал другой президент — интересно, что изменится? Ну посмотрим, что будет». Слышали такое выражение? Возможно, и сами так говорили. Так говорить присуще людям, которые наблюдают за ходом перемен.

А есть третья категория людей, которые говорят: «Что? А? Где?», «Что случилось?» Таких людей будто вовсе и не интересуют какие-то изменения, они и не вникают в это, живут себе в своем мире, как вдруг — раз! — и все поменялось, и они говорят: » Что случилось?» Это самое опасное — принадлежать к такой категории людей, потому что мы все помещены во время, а оно несет перемены.

Я вам скажу, что у каждого человека есть потенциал стать той личностью, которая может что-то менять в этом мире. Когда Бог говорил в Писании: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари, Дух Божий на мне — Он помазал меня что-то изменять», Он имел в виду, что «Я тебе дал силу, способность, Я возложил на тебя ответственность, дал тебе обеспечение — ты можешь менять, можешь приносить изменения, можешь что-то генерировать». Вы думаете, это приходит в виде какого-то такого особенного озарения с неба, вот что-то сойдет на тебя, и ты так сильно это переживешь? Я вам скажу, это все бывает элементарно просто. Например, события, происходившие лично в моей жизни, происходили очень просто. Не помню, какой это был год, но тогда сильно лил дождь. Как раз собирали урожай, а дождь все лил и лил… И у меня как раз была какая-то поездка — я ехал домой, смотрел прямо на дорогу, думая о каких-то определенных вещах, и где-то посреди дороги мне пришла такая мысль, такое прозрение — нужно написать Обращение о том, чтобы это воскресенье объявить Днем молитвы о погоде, и прочитать его максимально во всех средствах массовой информации. Пока я добрался домой, у меня в голове уже полностью прокрутилось это Обращение. Я пришел, написал его и на следующий же день дал его в газету, а потом поехал в Тернополь, нашел своего знакомого и говорю ему: «Я бы хотел записать это Обращение на радио». И он с радостью записал его в студии на радио. Как раз случилось так, что Тернопольское областное радио имело эфир в украинском радио, украинское радио имело эфир в международном радио — и это Обращение слышали и в Америке, и в далекой Австралии… И, вы знаете, так много христиан молилось о погоде, что пришло это следующее воскресенье — и Бог дал солнце. В одном селе председатель сельского совета взял газету, вышел к женщинам на поле и говорит: «Вы видите, что Бог делает? Он слышит наши молитвы!» Он прочитал это Обращение и говорит: «Все христиане молились». Я не приписываю это себе и не придаю этому никакого значения, просто в то время я, как и всегда, молился: «Господи, я стою на страже моей и хочу услышать, что Ты скажешь мне», — и вот Бог дал слово, и это слово сгенерировало, принесло изменения, люди начали молиться, что-то делать, и в духовном мире произошли перемены. И не было никаких мурашек по телу, и даже поста и молитвы не было! Я ни в коем случае не отвергаю поста и молитвы, или глубоких взаимоотношений с Богом, но скажу вам, что Бог хочет каждого из нас использовать в таких ситуациях.

Скажу следующее: эти перемены, которые происходят с нами и вокруг нас, — это вещи, которые менее всего поддаются управлению и контролю с нашей стороны. Мы часто становимся просто уже участниками определенных ситуаций. Вот представьте себе: плывете вы, например, на корабле, а он вдруг попадает в шторм — и что вы тогда, будучи на корабле, можете изменить? И вдруг еще оказывается, что вы страдаете морской болезнью. И что вам в такой передряге под силу изменить? Никто из нас не знает до конца самих себя. Мы уже не раз с вами говорили, что есть моменты, когда просто диву даешься, как ты мог что-то такое сделать, или выдать, или что-то такое сказать… Мы не знаем своих пределов, сколько мы можем вынести или насколько мы сильные. Есть предел человеческой личности. Тот предел, до которого мы чувствуем себя абсолютно уверенными и всё-то мы знаем: и как всё должно быть, и как надо людей учить, и как действовать, и как жить. Еще и какие-то афоризмы приходят, мы пытаемся что-то вспомнить, выдать такую мудрую фразу, чтобы засветиться, да еще и в инстаграме ее потом написать… И в то время, когда мы такие уверенные и все идет хорошо, мы зачастую позволяем себе сказать критику в чей-то адрес или же осудить кого-то: «И как этот человек мог так поступить? Наверное, он уже давно ни Библию не читал, ни молился…»

Скажу еще раз: у каждого из нас, и у вас, и у меня, есть этот предел человеческой личности, и нам никогда не хочется в этом сознаваться. Мне понравилось, как один человек когда-то сказал: «Когда вы будете меня раздражать, я способен это переносить, но не пытайтесь разбудить во мне зверя, потому что вы не знаете, когда этот предел терпения окончится, и что я могу выдать». К тому моменту, пока все в нашей жизни ладно и все нормально, мы здоровые, сильные, уверенные, мы принимаем какие-то решения, двигаемся, развиваемся, — мы еще пытаемся быть на плаву. Но наступает момент, когда чувствуешь, что ты разваливаешься на запчасти, у тебя здоровье пропадает, все вываливается из рук, на тебя обрушивается шквал критики, еще и друзья предают, и деньги куда-то подевались, и в семье скандалы, непонимание, и ты чувствуешь, что вообще все обвалилось, вот тогда ты начинаешь молиться, как молился Давид в 123-ом псалме: «Господи, если бы не Ты, то давно прошли бы воды над моею головою; если бы не Ты, то враги мои давно пожрали бы меня». Практика свидетельствует, что самыми эффективными служителями в церкви являются люди, которые на каком-то этапе своей жизни пережили переломный момент. Те же, кто его не пережил, не знают, что такое посочувствовать, и что такое страдать, и не знают, как служить. Потому что перелом изменяет вообще отношение к жизни.

Когда я говорил об этом, мне вспомнился Петр, один из учеников Иисуса. Это был такой очень рьяный ученик, который всегда был на передовой и все время пытался что-то доказать. Даже тогда, в Гефсиманском саду, когда пришли воины и хотели арестовать Иисуса, Петру заблагорассудилось проявить свою силу — он извлёк меч и отсек ухо одному из слуг — Малху. Петр в свое время заверял Иисуса: «Господи, куда Ты — туда и я. Я никогда от Тебя не отрекусь». Дело в том, что у Петра и в самом деле не было желания отрекаться от Иисуса, наоборот, он всегда хотел двигаться за Ним. Но он еще не пережил на то время переломный момент. Он пытался приспособиться к жизни. Знаете, какой была его жизнь? Он был слишком близко к Иисусу, чтобы Его видеть, но слишком далеко от Него, чтобы признать себя среди врагов Его учеником. Когда Иисуса повели на территорию дома священника и начали над Ним издеваться, Петр примостился возле служанок погреться у костра, который там разложили. И когда спрашивали его: «Не ты ли один из учеников Иисуса?» — он отрекался: «Нет!» Вы знаете, этот момент и был в действительности переломным в его жизни! Мне кажется, отрекаясь от Иисуса, он это делал даже неосознанно, был, как будто две разные личности. Вполне вероятно, что где-то в душе он в это время думал: «Зачем я это делаю?! Разве это похоже на меня, что я такое могу делать?» Он не контролировал себя, действовал, будто на автомате.

Знаете, это такой процесс жизни. Например, никто не видит, сколько кто из нас читает Библию, никто этого не знает, читаем ли мы по главе в день, или же уделяем Библии целый час в день. И когда прославление в церкви идет, никто даже не догадается, о чем мы в это время можем думать. И на молитвенном служении вы можете внешне выглядеть, как будто вы поклоняетесь, молитесь, и никому из посторонних людей и в голову не придёт, что вы в это время вообще даже не присутствуете на этом служении. Вы пришли, потому что вас вынудили обстоятельства. Возможно, вы должны в это время петь в прославлении, или же играть на инструменте, или быть ашером, и вы всячески пытаетесь сделать вид, что у вас все классно. И людям не увидеть, что сердцем вы далеко отсюда. Никто из посторонних не заметит, что, когда кто-то здесь проповедует, — пастор или кто-то другой, — вас это в действительности уже раздражает и вы все посматриваете на часы, когда же это, наконец, закончится. В то время как раньше вы любили слушать. И уже не только проповедь вас раздражает, но и длинная очередь в магазине уже способна вывести вас из себя. Доходит до того, что вас раздражает уже абсолютно все. И приходит такой момент, когда ты ходишь-ходишь в таком состоянии, а потом просто — раз! — и сломался. И вот эти переломные моменты играют решающую роль в нашей жизни. Сломаемся ли мы так, что уже потом никогда не срастемся? И эти разные ситуации и обстоятельства жизни способны согнуть и сломать всех, кого мы видим вокруг.

Но знаете, что сделал Иисус уже после Своего воскресения? Он сказал одному из Своих учеников: «Я хочу вас встретить на берегу Галилейского озера. Обязательно передайте Петру, что Я его там жду». Петр пришел туда и от стыда не мог смотреть в глаза Иисусу. Но Иисус спрашивает: «Петр, ты любишь Меня?» Он хотел с ним возобновить диалог, потому что понимал, что Петру еще чего-то недоставало в жизни, его нужно было ещё чему-то научить, чтобы из него получился настоящий служитель, человек, который действительно мог бы пойти в огонь и в воду… И Он хорошо знал, что Петр должен был пройти такой момент. Я вам скажу, что и кое-кто из вас будет брошен в такой водоворот. Я и себя не исключаю. Все мы люди. И нам суждено будет пройти такой перелом в жизни. Но я себе записал такое высказывание: «Когда на тебя идет давка, когда на тебя идет такой прессинг, то будь внимателен, куда ты в это время идешь погреться». Вспомните Петра. Будь внимателен, к кому ты прислонишься, каких утешителей ты себе найдешь, чтобы они тебе говорили. К кому ты будешь прислушиваться? Где ты будешь искать поддержку?

Вы знаете, Бог по-другому оценивает нашу жизнь. Мы оцениваем её временем, а Бог оценивает нашу жизнь тем, насколько мы выполняем Его миссию или задание. Вот дает Он нам какое-то поручение и смотрит, выполняем ли мы его тогда, когда Он нам дает? Вот, например, человек выполнил это запланированное Богом поручение в 20 лет, и Бог этого человека забрал. А мы тогда причитаем: «О-о, такой молодой человек, и ушёл из этой жизни». А вы знаете, почему он ушёл из этой жизни? Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и дьявола, потому что иногда это именно он забирает. Но, когда мы говорим о Божьем плане, — этот человек ушел, потому что выполнил то, ради чего он приходил на эту землю. У него была вот такая миссия — и он ее выполнил. И все! И у Бога для этого человека уже не было другого плана. А есть люди, которым Бог дал два задания, и три задания, и четыре, и пять, и шесть заданий. И этот человек будет жить до тех пор, пока не выполнит все свои задания и не завершит свою миссию. Бог измеряет жизнь человека тем, насколько мы выполняем эти Его миссии или цели, которые Он поставил перед нами. Человек не был создан жить в теле вечно. И потому для нас является очень важным спросить себя: «Господи, выполнил ли я все, что Ты поставил передо мной?» Хорошим примером является молитва одного из Апостолов: «Господи, течение я совершил, веру сохранил и миссию исполнил. Я знаю, что теперь готовится мне венец жизни. Все. Я готов перейти из этой жизни» (2-ое Тимофею 4:6-8). А это показывает, что Бог может нам открывать, показывать те моменты, которые мы должны в жизни совершить. И я всегда это называю дальновидностью или прозорливостьюБог дает способность увидеть духовными глазами. Аввакум 2:1: «Стою я и буду наблюдать, что скажет Он во мне. Я буду стоять на страже». Господи, какую миссию мне еще нужно выполнить, что я еще должен сделать в этом городе, в этой стране, в своей семье, в церкви?

Автор проповеди: Владимир Андрощук

Редактор: Наталия Титко