Сила благоволения

                              СИЛА БЛАГОВОЛЕНИЯ

На наших глазах могут происходить вещи, которые мы иногда можем оценивать, как несправедливость. Однако дело тут не в несправедливости, а в действующем ЗАКОНЕ БЛАГОВОЛЕНИЯ. Давайте откроем 1-ое Послание Апостола Павла к Коринфянам, 10-ю главу, и прочитаем с 1-го стиха: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении» — то есть, Апостол Павел говорит: я не хочу, чтобы были определенные вещи, о которых бы вы не знали, и, на самом деле, я хочу, чтобы вы все знали. Сегодня у меня такое же желание: когда мы говорим о благоволении, я не хочу, чтобы вы чего-то не знали относительно этой истины. Далее Павел продолжает, вспоминая события, происходившие с еврейским народом: «Что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море», — здесь речь идет о переходе через Красное море, когда фараон гнался за ними. «И все крестились в Моисея в облаке и в море» (облако — это то, которое их вело через пустыню). Заметьте здесь слово «все»: «Все наши отцы были под облаком, все прошли сквозь море, все крестились в облаке и в море в Моисея, все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питие; ибо пили из духовного последующего камня; камень же был прообразом Христа». Но в 5-ом стихе говорится: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне». Это интересный момент. Все были одинаково крещены, ели ту же духовную пищу, все видели прообразы, чудеса, все переходили через море и имели одинаковые возможности. Вспомним хотя бы ту историю, когда там появилось много змеев, которые начали жалить народ, и Бог приказал Моисею: «Сделай образ этого медного Нехуштана, и всякий, посмотревший на него, будет исцелен и не умрет от яда». Следовательно, все имели эту возможность! «Но не о многих из них благоволил Бог» — то есть, не все Богу понравились, и не ко всем ним Он проявил Свое благоволение.

Можно было бы сказать: «Это нечестно». Думаю, если бы речь шла, например, о Моисее или о Павле, как о людях, тем более — обо мне или о ком-то из вас, и мы бы прочитали, что кто-то из людей так поступил, то большинство из нас осмелились бы сказать: «Ну, это было несправедливо. Человеческий фактор!» А кто из вас осмелится сказать, что Бог поступил нечестно? Лично я не осмелился бы! И еще интересно, что в жизни одних людей виден очевидный успех, а у других — нет, хотя они все были в одном царстве. Давайте адаптируем это к своей жизни. Мы живем на Украине, для всех нас действует одна конституция, одинаково действуют налоги и законы, существующие в этой стране, — потому что мы ее граждане. Кроме того, мы все еще являемся христианами. Все имеем возможность читать Библию, принимать участие в таинствах Церкви: хлебопричастии, венчании, имеем право попросить благословление для своих детей, принять водное крещение, исповедоваться, молиться. И я, как пастор церкви, ответственен пред Богом за то, чтобы за вас молиться или вас исповедовать, благословлять вас, крестить, венчать, и, к сожалению, если кто-то умрет, то и хоронить. И вот все мы берем обетования из Библии и провозглашаем: «Ранами Иисуса я исцелен!» — один исцеляется, а другому нужно идти к врачу и платить деньги. Все заявляем: «Господи, я провозглашаю благословление — я и мой дом будем спасены!» — одни семьи все спасаются, а в других никакого спасения. Хотя провозглашается то же слово! Все говорят: «Господь! Твой покров надо мною!» — и одних Бог бережет, а у других — не успели выбраться из одной проблемы, как уже на пороге вторая.

Господи, почему так происходит? По справедливости ли Ты поступаешь со Своими людьми, или по предубеждению? Конечно, мы не сможем обвинить Бога в том, что кто-то Ему взятку дал, хотя задаток Ему таки можно дать, как написано в книге Притчей: «Кто помогает сиротам и вдовам — тот дает задаток Богу». А Бог никогда не бывает в долгу перед нами, потому что всегда вовремя отдает, еще и в стократном размере. Тем более, Боже, если человек не может Тебе взятку дать, тогда почему? Почему одни живут дольше, а другие — меньше? Почему одни могут ездить на машинах, в то время как я не могу на велосипед насобирать? Почему одни имеют возможность жить в лучшем доме, а я все время по квартирам живу? Почему, Господи, одним дорога скатертью стелется, а я хоть бы одного друга в жизни приобрёл? Почему к другим есть какая-то благосклонность, а я постоянно страдаю из-за нехватки любви? И со всеми этими вопросами вы можете обращаться к Богу! Это совершенно нормально — спрашивать Его: «ПОЧЕМУ?», и Бог не обидится, если вы Его так спросите! Возможно, эта моя проповедь и является ответом на ваше «Почему?»

Откроем 1-ю главу книги пророка Аггея и прочитаем с 1-го стиха:

«Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею: так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших, украшенных кафелем (в старые времена были такие кафельные печки; использовать кафель в домах могли себе позволить только богатые, состоятельные люди. Итак, Господь спрашивает: время ли вам сидеть в своих домах возле печей кафельных и греться?), тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь».

Поговорим немного о втором стихе: «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит…» Знаете, я себе представляю, как бы это выглядело в наши дни: допустим, у тебя есть свое имение, около него ухоженный сад, в том садике стоит беседка с хорошими колоннами, в беседке кресло-качалка, а в термосе чашечка кофе… И ты сидишь так, качаешься, попиваешь кофе, тебе так хорошо в прохладе, и ты рассуждаешь о делах Господних… И говоришь: «Ну-у, нет ни пробуждения, ни спасения людей в нашем городе и крае, ибо не пришло ещё время Господне!» А потом еще пытаешься найти какую-то причину: «Для всего есть свои времена… Для всего есть свои такие волны, какой-то определенный процесс; ну, не пришло еще время», а тут еще тебе на маечку ляпнул кофе, и ты говоришь: «Это ничего, пустяки, куплю другую». И ты вроде и думаешь о вечном, но о другом не заботишься. И Господь говорит к таким людям: «Вот, вы сидите в своих домах, покачиваетесь на своих креслицах, ваш кафель радует вам глаз, в то время как в том городе, где вы живете, Дом Божий, храм Господень разрушен! А вам и пальцем жаль пошевелить, чтобы помочь отстроить храм». В Ветхом Завете еще не было такого понимания, что Бог живет в сердце человека; это уже в Новом Завете с приходом Христа в жизни всего человечества произошёл своего рода переломный момент. И когда Дух Святой пришел на эту землю, Апостол Павел сказал к Римлянам, что «ваши тела являются храмом Духа Святого». А в те времена было не так: когда говорилось о храме, в котором находился Бог, то акцент был вовсе не на сердце человека, а на том, что надлежало построить дом — храм! И заметьте, что Бог дальше говорит через пророка: «Взойдите на гору и носите дерева — строительные материалы, — и стройте храм; и как построите его, Я проявлю благоволение!» Другими словами, Бог говорит: и тогда Я буду вами почтен. Вот — не было храма, не было почитания к Богу. Не было почитания — не было и благоволения. Они сеяли — и не пожинали ожидаемого, пили, и не напивались, одевались — но не согревались, а как зарабатывали, то для дырявого кошелька. Сеяли много, а собирали мало, потому что была разница. В чем же была причина их прокола? Потому что к ним не было проявлено Божьего благоволения. И пророк Аггей объясняет отсутствие благоволения тем, что НЕ БЫЛ ПОЧТЕН ГОСПОДЬ, ГОСПОДИН.

А что представляет собой это благоволение? Некоторые словари объясняют его, как «симпатию, благосклонность или доброжелательность». Сегодня речь идет не о благодати, а о том, что Бог может проявлять к кому-то симпатию, доброжелательность, и может к кому-то иметь благосклонность! Я нахожу подтверждение этому в том, что даже среди двенадцати учеников Иисуса Христа были двое, к которым Он имел бόльшую благосклонность, симпатию и доброжелательность. Он им позволял гораздо больше чего-то, брал их с Собой тогда, когда других даже не приглашал, — скажем, на отдельную вечеринку, на которую были приглашены Илия и Моисей, Иисус также пригласил Петра, Иакова и Иоанна. А все остальные были лишены возможности увидеть Илию и Моисея. Иногда люди заявляют: «Вот, пастор в церкви должен ко всем одинаково относиться, как Бог!» А откуда вы знаете, что Бог одинаково относится ко всем? Совсем неодинаково. Он всех людей считает Своими детьми, всех любит, но к кому-то проявляет Свое большее благоволение и большую симпатию. Вот, 11 учеников Иисуса Христа, 11 Апостолов, умерли мученической смертью, и лишь один Иоанн умер нормальной смертью. Кое-кого из Апостолов даже перепиливали пилой! А Илия на своей огненной колеснице — фух! — и в небо! Казалось бы, если отношение ко всем одинаковое — то пусть всех и пилят. Если меня — то пусть и соседа моего (вот это уже как-то ближе к украинскому менталитету, правда? А то, что я проповедую, — совсем не для нас! Оно вовсе не по-украински!)

Прочитаем еще несколько мест Писания, свидетельствующих об этой же истине. Первое место находим в книге Притчей, в 3-ой главе, с 1-го по 4-й стихи: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей!» Что здесь еще можно прибавить к этому обетованию? «Обретёшь ты милость, обретёшь благосклонность и симпатию! Только сохраняй, помни заповеди!» Следующее место — это псалом 146, с 10-го стиха: «Не на силу коня смотрит Он» — вот, коня любят не потому, что он сильный! Может, кто-то и любит именно за это, но кто знает лошадей лучше Бога? Скажу правду — лично я о них ничего не знаю, еще и очень их боюсь… Хотя вся моя семья — настоящие любители лошадей. Дальше написано: «Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит!» — вот, некоторые думают: «Вот когда у меня будет шевелюра, бицы, и я буду высок ростом…» Конечно, это классно, когда оно так есть, но человека любят не за это, и не в этом секрет симпатии, благоволения и расположения к нему. Читаем 11-й стих: «Господь благоволит к боящимся Его, к уповающим на милость Его!» — то есть существует нечто более глубокое, нежели то, что мы можем делать внешне. Нам может казаться, что Бог нас будет любить, когда мы будем делать много дел, много деяний, будем творить много милостыни, но есть более глубокие вещи! И посмотрим на еще одно место — псалом 5-й, 13-й стих: «Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его!» Другой перевод говорит: «Потому что Ты, Господи, даешь покой тем людям, которых Ты полюбил, или к которым Ты проявляешь Свое благоволение». Библия утверждает, что человек, имеющий симпатию от Бога, живёт в покое, он не живет в страхе!

А что такое благоволение? Это тогда, когда кто-то вам что-то дарит по доброй воле, потому что есть симпатия! Вот есть люди, к которым просто не хочется проявлять никакой симпатии; смотришь — вроде и красивый человек, и в уме ты соглашаешься, что было бы хорошо этому человеку что-то дать, чем-то поделиться, а в сердце — стена, и никакого желания ему что-то давать. Вы переживали такое? А в отношении себя вы с таким когда-нибудь сталкивались? Допустим, вы вдруг очутились в какой-то ситуации, и вы думаете, даже знаете, что этот человек может вам что-то дать, и где-то внутри ожидаете, что вам что-то перепадет. Но вечеринка подошла к концу, а вам ничего не попало. И вы, с одной стороны, довольны, что вас вообще пригласили на эту вечеринку, или что вы знакомы с этим человеком, а с другой стороны, вы идете домой ни с чем и вам как-то так досадно… Хотя вы подметили, что другим людям, которые там были, — им всем дали! И они идут с этим чем-то, только вам не говорят, а вас любопытство аж разбирает: что же им дали?! Здесь можно было бы подумать: нет, это совсем несправедливо! А благоволение — это когда вам кто-то дает подарок, или что-то другое, в качестве любви, дружбы и уважения. Если же сказать одним словом, это тогда, когда вам предоставляется преференция, особенная возможность. Допустим, есть 10 человек, но среди этих десяти особенная возможность проявиться предоставляется ВАМ. А могла бы и не вам предоставиться. Благоволение — это когда среди большого количества людей для вас находится преимущество. Вот, все имели на это право, а получили вы. А секрет кроется в одном слове — «почитание». ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ИМЕТЬ СЕРДЦЕ, СПОСОБНОЕ ПОЧИТАТЬ, ТЫ ВСЕГДА БУДЕШЬ ИМЕТЬ БЛАГОВОЛЕНИЕ.

Существует также уважение, это одно, но почет — совсем другое. Вы можете заявить: «Я уважаю этого человека!» — а сами даже никогда не встречались с ним! Одно дело говорить: «Я уважаю какого-то политика, президента или такого-то человека», а почитание — это уважение, выраженное в действии. Это тогда, когда вы что-то берете и делаете для этого человека. И сегодня Бог говорит: «Я хочу быть почтенным в вашем храме!» О каком храме идет речь? О нас! Наше сердце является этим храмом, и Бог начинает обращать на нас особенное внимание еще тогда, когда мы еще ничего и не сделали, но уже начали работать над собой, выстраивая этот храм, с одной целью — чтобы в этом храме был почтён Господь. Понимаете, о чем я говорю? Господи, я почитаю Тебя, я приложу все усилия и сделаю все, чтобы заповеди Твои были соблюдены! Господи, Ты знаешь мое сердце, я часто падаю, часто могу говорить глупости, меня несложно спровоцировать на какие-то неадекватные действия, так что я могу выглядеть, как этот безумный Давид, который, попав в руки царя, плевался там и пускал слюну, Господи, я могу быть разным, но Ты знаешь — в своем сердце я почитаю Тебя! Ты для меня единственный, Ты — приоритет всего, я отдаю Тебе все преимущество, ищу Тебя, и пытаюсь быть справедливым. И когда вы в действительности это делаете, и Бог видит это, Он начинает по-особенному проявлять к вам симпатию. Например, Он может дать вашей семье вещи, о которых вы даже и не просили! Вы будете задаваться вопросом о том, где бы взять машину в аренду, а Бог скажет: «Я имею для тебя иное благоволение! У Меня там есть один человек, который тебе просто даст машину, не в аренду, а в пользование! Или благословит тебя!» Вы можете спрашивать: «Господи, где мне найти квартиру подешевле?» А Бог скажет: «Я имею другое! У Меня есть такая семья, которая просто тебе даст дом, и ты в нем будешь жить и ничего не будешь платить!» Вас может беспокоить мысль: «Господи, где мне взять деньги для того, чтобы долги отдать?» А Бог ответит: «Я имею для тебя Свое благоволение — ты не просто отдашь долги, а еще и будешь сам зарабатывать и другим одалживать, и назад не требовать. Я лишь одного хочу от тебя: ПОЧТИ МЕНЯ В СВОЕМ СЕРДЦЕ!»

Мы все можем слышать Божье Слово, ходить в церковь, находиться в одном статусе, но жить все будем по-разному. «Да благословит тебя Господь, — говорим мы в исповедании, — да сохранит тебя, да призрит на тебя Господь лицом Своим», а потом еще есть подтверждение: «пусть не просто призрит, а да обратит ещё Господь лицо Свое на тебя по-особенному, и даст тебе мир!» Нечто подобное человек может переживать в состоянии поста. В книге пророка Исаии в 58-ой главе написано: «Когда ты будешь поститься, то Бог во время поста обращает особенное внимание на тебя!» Пост — это попытка обратить на себя особенное внимание Бога. Именно поэтому мы постимся. Но я вам скажу: можно и не так много поститься в своей жизни, и при этом ходить в постоянном Божьем внимании, а можно очень много поститься, но иметь незначительный результат. И дело тут не в Божьей несправедливости, а в одной маленькой фишке — почитании к Его заповедям. Апостол Павел по этому поводу сказал: «Ты должен исполнять все заповеди, и, если ты живешь со своим братом не в мире, если живешь двойной жизнью, если ты неверен в чем-то, изменяешь кому-то, ведешь раздвоенную жизнь, — ты не имеешь права принимать этих заповедей, потому что из-за твоей двойной жизни они могут повлечь за собой твою болезнь и смерть». И потому некоторые люди говорят: «Хорошо, тогда я не буду принимать эту заповедь. Потому что я, с одной стороны, вроде исполняю ее, но боюсь умереть и не хочу заболеть». Это может быть какой-то ситуативный эпизод в твоей жизни, но это не может быть системой.

Если же такие ситуации являются привычными для тебя, то, когда приходит причастие, тебе подкатывает именно под этот день: постоянные ссоры, постоянные ляпсусы, ты все время влипаешь в какие-то ситуации — выходишь из себя, с кем-то конфликтуешь, а тут еще и сатана не дремлет, и как раз под день причастия готовит целые букеты проблем… И выходит — все воскресенья как воскресенья, а только должно быть причастие — и на тебе! Ты одно воскресенье пропустил, второе, третье, и, в конечном итоге, Бог говорит: «Как Я могу тебя благословить? Ты не чтишь Мою заповедь, переступаешь через Меня, ты не работаешь над собой! Я не могу ни благословить тебя, ни проявить к тебе Своей симпатии! Я тебя люблю, Я ожидаю, когда ты обратишься. Я ожидаю, когда ты в своем сердце построишь Мой храм, и он не будет, как тот вертеп разбойников, как сборище торговцев. Храм, где не будет всякого хамства, раздражения, злости, а где Я буду почтен, где Мой Дом Домом Молитвы наречётся! Тогда Я приду и благословлю такой храм!» Вы хотите быть такими? Лично я хочу быть таким пред Божьим лицом и хочу, чтобы вы все были такими. И, как сказал Апостол Павел: «Я не хочу, чтобы вы были в неведении относительно этого. Я хочу, чтобы вы знали это!»

 

Автор проповеди: Владимир Андрощук

Редактор: Наталия Титко